Основные правила пользования водопроводом и канализацией
Действующим юридическим документом, регламентирующим пользование системами водопровода и канализации, на основании которого разрабатываются региональная документация и составляются договоры обслуживающих организаций с потребителями, является Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167.
Понятия и термины, используемые в документе
Для более точного определения понятий, применяемых в инженерных системах, эксплуатационной практике, составлении договоров и в расчетах в первом пункте Правил даны их четкие и исчерпывающие определения.
Вот некоторые из терминов, наиболее важные для понимания правил. Приводится их краткое описание.
- Абонент – пользователь, подсоединенный к системам водоснабжения и канализации, вне зависимости от статуса.
- Авария – любые поломки и остановки, перебои, снижения параметров и объемов в системах.
- Баланс – величина, отражающая соотношение между потребленной и отведенной водой.
- Устройства водопровода и канализации – те устройства, через которые производится подача или сброс воды.
- Водопотребление – потребляемая вода.
- Водоснабжение – полный процесс подачи воды от забора до потребления.
- Водоотведение – полный процесс приема и отведения стоков.
- Водопроводная сеть – инженерная сеть, включающая в себя все оборудование, необходимое для водоснабжения.
- Канализационная сеть – инженерная сеть, включающая в себя все оборудование, необходимое для водоотведения.
- Неразрешенный сброс – все виды стоков, способные нарушить работу канализационной системы.
- Питьевая вода – вода, соответствующая нормам СанПиН и предназначенная для питьевых нужд и использования в быту.
- Сточные воды – отработанная питьевая вода.
- Самовольное присоединение – несанкционированные врезки в систему водоснабжения или канализации.
- Самовольное пользование – забор воды или производство стока без договора или в нарушение пунктов, прописанных в нем.
- Средства измерения – контрольно-измерительные приборы (счетчики), отражающие размеры потребления.
- Узел учета – совокупность средств измерения.
- Уличный водозабор – забор неучитываемой воды непосредственно из сети.
На основании именно этого документа решаются все разногласия и регулируются отношения между потребителями услуг канализации и водопровода (абонентами или заказчиками) и поставщиками, владельцами централизованных систем.
Правила едины для всех организаций и частных лиц без исключения.
Но в тексте отдельно оговаривается, что в случае возникновения ЧС (черезвычайных ситуаций) необходимо следовать соответствующим, специально разработанным для этих целей инструкциям и ГОСТам.
Основные положения о порядке пользования водопроводом и канализацией
Первоочередной задачей для поставщика является обеспечение абонентов питьевой водой для использования в быту, пищевой промышленности и пожаротушения. Все иные нужды обеспечиваются при наличии технической возможности без ограничений.
Дополнительный сброс незапланированных сточных канализационных вод в централизованные и муниципальные сети также производится при наличии технической возможности после обеспечения сброса всех видов сточных вод, предусмотренных для населенных пунктов. Это касается дренажных, поверхностных вод и промышленных стоков. Их сброс в коммунальные сети запрещен и допускается только в исключительных случаях при наличии техвозможности.
Договорные отношения между абонентом (потребителем услуг организаций собственников водопроводных и канализационных сетей) и поставщиком (этими организациями) регулируются Правилами и главой 30 ГК РФ. Договор заключается на основании представленных абонентов документов, оговоренных в правилах (заявка, право собственника, разрешение на подсоединение, техническая документация объекта и пр.)
В правилах пользования водопроводом подробно описаны порядок составления договора, порядок учета и оплаты, проверки соблюдения правил пользования и показаний приборов учета.
Пользование водопроводными и канализационными сетями без заключения договора запрещено и может повлечь за собой уголовную и административную ответственность.
Четко оговорены и прописаны все правовые моменты и способы разрешения различных разногласий между абонентом и поставщиком.
В каких случаях может быть приостановлена подача воды или прием бытовых сточных вод?
- Отсутствие энергоснабжения.
- Форс-мажорные обстоятельства: аварии, пожары, стихийные бедствия, попадание стоков в водопровод и пр.
- Ухудшение гигиенических показателей поставляемой воды (но сделать это можно только по предписанию соответствующих служб после забора необходимых проб).
- Несанкционированный забор воды или увеличение стоков, могущих навредить централизованным системам.
- Отсутствие договора и самовольная врезка в существующие сети.
- Работы по устранению аварий и поломок, проводимые обслуживающими организациями, а также врезка новых абонентов сетей.
- Плановый ремонт.
Абоненту стоит помнить, что он может быть отключен от центральных сетей:
- в случае несвоевременной оплаты. Сроки и порядок ее оговариваются в договоре;
- в случае неудовлетворительного состояния принимающего оборудования абонента (неисправные сантехприборы и трубы);
- в случае самовольной врезки и сброса сточных вод при отсутствии договора или истечении его срока.
Что абонент имеет право требовать от поставщика?
- Обеспечение надежных и бесперебойных услуг по заключенному договору.
- Выдача техусловий на подключение.
- Заключение договора и своевременное его продление.
- Проведение лабораторного контроля, своевременного, планового и незапланированного (экстренного) забора проб и принятие мер к ее улучшению
- Своевременная ликвидация аварий.
- Своевременное предупреждение абонента о плановых отключениях для превентивных ремонтных работ.
Пользователь сетей также должен в обязательном порядке
- обеспечивать быстрый и беспрепятственный доступ представителя обслуживающей организации к оборудованию и предметам учета, сохранять целостность пломб и работоспособность приборов учета;
- не допускать сброса в канализацию стоков, способных причинить вред системе;
- стремиться к рациональному использованию водных ресурсов;
- обеспечивать незамедлительные меры по устранению аварий и протечек.
Данные правила пользования канализацией и водопроводов стоит знать для того, чтобы четко понимать свои права и обязанности по отношению к организациям, обслуживающим сети, и вести грамотный, обоснованный диалог с их представителями, отстаивать свои права, гарантированные законом.