Восстановление неисправной ливневки
Важность исправной ливневой канализации
Для утилизации дождевой, талой вод с улиц городов, поселков устраивают специальные отводы. Вода с проезжей части сбегает в специальные приемные колодцы, закрытые люками с продольными отверстиями. Затем по коллектору она направляется в отведенное место на поля фильтрации, где очищается от песка, грязи и снова возвращается в оборот. Учитывая большие нагрузки, высокую абразивность водотока, ремонт ливневой канализации неизбежен.
Технически выполнить задачу довольно сложно, учитывая, что это потребует наличия специальной техники, многих материалов и так далее. И еще. Ремонт наружной канализации необходимо осуществлять в непростых подземных условиях. Сначала выясняют, на каком отрезке трассы произошел затор. Определяют по выбросу воды через смотровые колодцы. Если коллектор засорен сильно, то вода пойдет на улицу даже при незначительном дожде. При сильной грозе ливневка окажется бесполезной. Она не сможет аккумулировать и пропустить максимальный ток дождевой воды. В результате улица и прилегающие к ней территории окажутся затопленными. Вода может доходить до второго этажа, сметая все на своем пути. Так было в 2013 году в Таиланде и в России.
Проектирование и строительство ливневки
Вместе с прокладкой новых улиц осуществляется и строительство ливневой канализации.
Разработчики для создания проекта используют данные геологических исследований, выбирают оптимальные направления коллектора, рассчитывают глубину его залегания. Это нужно для того, чтобы создать эффективный уклон. Ливневка априори существует в режиме самотека. Анализируется статистика метеорологических наблюдений и составляется карта погоды. Если это регион с повышенными атмосферными осадками, то расчет коллектора делается такой, чтобы его пропускная способность обеспечивала поглощение и утилизацию всей воды, образовавшейся от ливней и таяния снега. При подготовке проекта особое внимание уделяется материалу, из которого производят коллекторные трубы. Обычно применяют туннельные железобетонные трубы нужного сечения, но с дополнительным запасом прочности, учитывая постоянное воздействие агрессивных жидких сред, нахождение под огромным пластом грунта и так далее. Подбирается состав защитных мастик, которые противостояли грунтовых водам к металлическому каркасу. Если плохо изолировать коллектор извне, то разрушение будет стремительным.
Технология ремонта
Приемные коллекторы, рассчитанные на пропуск большого количества «уличной» воды, представляют собой сложные гидротехнические сооружения, которые спрятаны в грунтах на большой глубине. Когда система отказывает, то на улицах появляются локальные подтопления. Вода попадает в подвалы домов, размывая фундаменты, а иногда обесточивает объекты. В этом случае ищут места, в которых в результате затора из песка или другого материала существенно сужается диаметр коллекторных труб. Это может произойти и при потере герметичности стыковочных уплотнений. Расстыковка приводит к тому, что один конец трубы уходит дальше в грунт. Дождевая вода, не имея тока, заполняет колодцы и выливается наружу.
В таком случае вскрывают трассу и осуществляют замену аварийного звена. Новые трубы (обычно железобетонные) основательно чеканят и закрывают землей. Этот вид ремонта не представляет сложностей и считается универсальным. Им можно исправить положение на большом участке, качественно отремонтировав вышедший из строя коллектор.
Однако не везде им можно воспользоваться. Например, в черте оживленного города нужно перекрывать движение автотранспорта, создавать неудобства.
Новые виды ремонта
Траншейный ремонт коллекторов, проложенных под землей, постепенно уходит в историю. Везде начинает приживаться горизонтальный метод бурения. Его тренд строго фиксированный. Во время работ на улице практически никого нет. Все работы происходят на трассе. Горожане могут и не обнаружить, что под их ногами работает сложное оборудование. К такому можно отнести пневмопробойник. Это негабаритное оборудование, способное продвигаться по коллектору строго по его оси. Движение осуществляется при помощи специальных лебедок, которые устанавливаются в смотровых колодцах. Сам пробойник оснащен устройством, которое может разрушать вышедшую из строя трубу. Одновременно он и расширяет створ. Справившись с задачей, пробойник при помощи системы лебедок подтягивается дальше. Он везет на себе взамен установленной очередную новую трубу с аффективными уплотнителями. Получается очень полезный металлический крот, восстанавливающий структуру коллектора быстро, качественно и надежно.
Для обеспечения такого вида ремонта коллектора требуется небольшое количество людей, электрической энергии, специализированного транспорта. Метод экономичный.
По типу «труба в трубу»
По сечению труб коллекторы могут быть различные. Для сбора воды в небольших объемах применяют водоводы расчетного диаметра, изготовленные из чугуна, асбестоцемента или керамики. Если старые трубы износились, то заменить их, используя последние технологические методики, совсем нетрудно. Процесс проходит без траншейного вскрытия почвы. Специальным оборудованием внутрь существующего коллектора интегрируют новые трубы, которые хорошо состыкованы друг с другом. Работа по их постановке в рабочее положение осуществляется или со смотрового колодца, или со скважины, имеющей необходимый наклон. Возможен вариант и с небольшого котлована.
Способ релайнинга имеет очевидные преимущества перед траншейными методиками. Он повышает производительность ремонта. Восстанавливает функциональность коллектора только один оператор. Высокая прочность стыковки труб. При помощи этого метода можно заводить под землю для замены вышедшего из строя коллектора стальные, пластмассовые, цементные, керамические трубы сечением от 80 до 280 мм. Долговечность эксплуатации обеспечивается, а сила потока воды остается неизменной.
Перечень инструментов и материала
Чтобы неисправная ливневая система вновь заработала в полном эксплуатационном режиме, для ее ремонта необходимы следующие инструменты и материалы:
- землеройная техника;
- лопаты, технологические скребки для очистки труб;
- новые железобетонные, чугунные, асбестоцементные, керамические трубы;
- цементный, бетонный раствор;
- материал для чеканки стыков;
- водопонижающие установки на насыщенных грунтовой водой трассах;
- пневмопробойник;
- лебедки;
- компрессор;
- автомобили для откачки воды.
Этого достаточно, чтобы осуществить ремонт дождевой канализации с трубами различного сечения, изготовленными из разного материала.